Ремонт велосипедов 89119534505

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Четверг, 28.03.2024, 18:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Велословарь

Амортизатор -устройство для смягчения ударов, колебаний, защиты от сотрясений и ударных
нагрузок. Включает в себя пружину, которая воспринимает и отрабатывает колебания, и демпфер,
колебания поглощающий. И пружина, и демпфер могут быть изготовлены из различных
материалов с употреблением масла, воздуха, различных синтетических материалов-эластомеров.
В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в
задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин «подвеска».
Амортизационная вилка -передняя вилка со встроенным механизмом амортизации, который
принимает на себя и смягчает удары, приходящиеся на переднее колесо во время езды. См.
Амортизатор.
База - расстояние между осями передней и задней колесных втулок. Этот параметр важен для
оценивания максимальной эффективности велосипеда для различных типов катания.
Байк - велосипед. Слово «велосипед» произошло от двух латинских слов: velosis, что значит
«быстрый», и pedis, что значит «нога». Слово «байк» - редуцированное от английского «bicycle» -
велосипед, буквально - "двухколесный".
Вибрейки (от англ v-brake) - тип ободных тормозов.
Вилка - деталь велосипеда, которая ставится в раму и к которой крепится переднее колесо.
Вынос - деталь, при помощи которой руль крепится к вилке. Бывает длинный, короткий, "с
подъёмом" и без него.
Велокомпьютер - электронный прибор, устанавливаемый на руль. Считает и запоминает
параметры движения (скорость, пробег, время). Продвинутые модели оснащены датчиком
частоты педалирования, пульсометром, альтиметром и т. д.
Втулка -1. Втулка, ступица колеса - центральная деталь колеса в виде цилиндра. На неёкрепятся спицы, в ней располагаются подшипники, через нее проходит ось, с помощью которой
колесо крепится в раме. Задняя и передняя втулки отличаются размером и внутренним
устройством. Задняя втулка бывает под «трещотку» - резьбовая, и под «кассету», со
специальными шлицами для посадки блока шестерен. Существует еще втулки со внутренним
переключением передач, т.н. планетарные. Втулки могут крепиться в перья рамы с помощью
эксцентриков – стержней с «барашком», ручкой и пружинками, и гаек. Колесо на эксцентрике легко
снимается и ставится. Втулки на гайках дешевле и ниже качеством.
2. Втулки в роликах заднего переключателя представляют собой металлические трубочки –
подшипники скольжения. Внутри этих трубочек проходят стяжные болты, закрепляющие ролики в
рамках переключателя.
Выжимка цепи - инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи, вид своеобразных
тисочков с выдвигающимся штырьком. Без этого инструмента выполнять работы по замене или
удалению звеньев цепи очень сложно.
Вынос руля - деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым
штырем. Вынос нерегулируемый может быть приварен к рулевому штырю или крепиться на него
болтами. Регулируемый вынос - это сложное устройство, привинчиваемое к штырю, позволяющее
регулировать высоту и угол наклона выноса. Выносы руля на резьбовую и нерезьбовую рулевые
колонки имеют разную форму. Выносы изготавливают из стали или алюминия.
Горилла - 1. Деталь, соединяющая ноги амортизирующей вилки. Бывает съёмная и несъёмная -
когда горилла является одной деталью с ногами вилки. 2. Подковообразная деталь,
устанавливаемая на штырьки для вибрейков и служащая для увеличения жёсткости рамы при
работе ободных тормозов.
Грипсы - ручки из специальной резины, за которые следует держать руль.
Гибрид - велосипед с комплектацией горного велосипеда и колесами 28 дюймов.
Гидравлические тормоза - тип дисковых тормозов, в которых прижим колодок к диску
осуществляется посредством давления специальной тормозной жидкости, залитой в
Гидролинию.
Гидролиния - крепящаяся на раме трубка, идущая от Тормозной рукоятки к Гидравлическому
тормозу. Внутрь трубки залита специальная тормозная жидкость, передающая давление от
нажатия тормозной рукояти к тормозным колодкам.
Горный велосипед, байк - общее название большого класса велосипедов, предназначенных
для езды по плохим дорогам. Имеют большое количество передач и колеса диаметром 26
дюймов
Грипшифт - тип шифтера (манетки) – устройства для переключения передач – похожей на ручку
газа у мотоцикла. Вращение цилиндрической рукоятки вперед-назад укорачивает или удлиняет
тросик передач, что приводит к переходу цепи на другие звездочки.
Дропауты (от англ dropouts) - пазы в раме/вилке, куда ставится колесо. У рамы бывают
вертикальные и горизонтальные.
Дирейлер (от англ. derailler) - задний переключатель. Следует употреблять русское слово, а не
транслитерацию.
Двухподвес - велосипед с задней подвеской..
Дисковый тормоз - особый вид ручного тормоза - перфорированный диск, устанавливаемый на
специальной втулке колеса, и пара тормозных колодок, которые воздействуют на диск по
принципу клещевого тормоза. Взят на вооружение из мототехники. Бывают механические и
гидравлические дисковые тормоза. В механических торможение осуществляется при помощи
натяжения тросика, в гидравлических на колодки давит тормозная жидкость. Дисковые тормоза
бывают разных фирм-изготовителей и разного уровня. Не обязательно, что элементы одного
подойдут к другому.

Задний амортизатор  - амортизатор для заднего колеса. Очень многообразен по конструкции, от простого пружинного до масляного, воздушного с возможностью отключения амортизации. 
Задняя вилка, задние перья, перья рамы, задний треугольник  - конструкция, являющаяся неотъемлемой частью рамы, состоящая из пары нижних и пары верхних перьев, в соединение которых вставляется заднее колесо. Может иметь различную длину, перья могут быть прямыми и изогнутыми, могут иметь или не иметь крепления под дисковый тормоз. 
Зажим подседельного штыря  - верхняя часть подседельной трубы с разрезом, в которую вставляется подседельный штырь. На некоторых велосипедах зажим затягивается болтом с гайкой, на большинство горных велосипедов - с помощью эксцентрика. 
Зазор  - свободное пространство между двумя деталями, в котором они не соприкасаются. Как только поверхности деталей начинают соприкасаться, говорят о натяге, или отсутствии зазора. 
Защита пера  - приклеенная на нижнее перо полоса синтетического материала, предохраняющая его от ударов цепью и обдирания краски. 
Защитная гильза  - деталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды. 
Звездочка, звезда  - зубчатое колесо цепного привода. Различают передние звезды – систему, и задние – кассету, трещотку.


Калипер - деталь дискового тормоза, где находятся рабочие цилиндры и тормозные колодки, сжимающие диск.
Каретка - подшипниковый узел, устанавливаемый в раму. К каретке крепятся шатуны.
Кантилеверы - вид ободных тормозов. В настоящее время практически не встречается. Принцип - центральный трос тянет балансирный тросик, присоединённый концами к тормозным рычагам, и этот балансирный тросик сжимает рычаги тормоза и таким образом происходит торможение.
Кассета - набор задних звёздочек, соединённых в блок. Ставится на кассетную втулку.
Корона - деталь вилки, скрепляющая между собой ноги и трубу рулевой колонки.
Крюк (шоссейн., разг.) - подседельный штырь.
Катафот  - любой светоотражатель. 
Колесо  - это обод, спицы, втулка, камера и покрышка, надлежащим образом вставленные друг в друга и отрегулированные. 
Колодка  - деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой брусочек специальной твердой резины с резьбовым или гладким металлическим штырем для закрепления в тормозном рычаге, которая соприкасается с ободом или диском и осуществляет торможение. Разборная, или картриджная, колодка - это металлическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш. 
Контактная педаль, контакты  - педаль со встроенным механизмом фиксации ноги. Требует использования специальных велотуфлей, вставляющихся шипами на подошве в такую педаль. Контактные педали различаются по стандартам. 
Крыло, щиток  - изогнутая пластиковая или металлическая полоса, крепящаяся над колесом. Служит для защиты байка и байкера от грязи и брызг.

Локаут (от англ locout) - блокировка, как правило, подвески/вилки.
Линк. - 1. Элемент двузподвесной рамы, как правило, многорычажной. 2. Связка трюков в BMX-flatland.

Манетка - механизм, устанавливаемый на руль, служащий для управления тросом переключателя.
 

Натяжители - детали, служащие для фиксации заднего колеса в раме с горизонтальными дропаутами.
Ниппель - 1. "гайка" для спицы 2. - "сосок" камеры.
Ноги - внутренние подвижные части вилки.

Отбой - свойство амортизационной вилки разжиматься с заданной скоростью, не "выстреливать". У хороших вилок настраивается, у дешёвых практически отсутствует.
Отскок - неверное название отбоя, более применимо, очевидно, к дешёвым эластомерным вилкам.
Оливка - маленькая втулка из мягкого сплава, надеваемая на гидролинию, и обжимающаяся впоследствии на ней обжимными гайками. Необходимая деталь для фиксации гидролинии в ручке или калипере в большинстве гидравлических тормозов.
Окталинк - (Octalink) - стандарт шлицевой посадки шатунов, используемый Shimano.
Односкоростной велосипед (моноспид, синглспид)  - Велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач. 
Орех  - деталь задней втулки (под кассету), в которой расположен механизм, препятствующий холостому вращению педалей. 
Ось  - центральная часть подшипникового узла, на которую устанавливаются конусы подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (посредством шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме. Ось есть и в ролике переключателя. Ею является винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя. 

Передача  - передаточное число привода - соотношение числа зубьев ведущей и ведомой звездочек. 
Переднеподвес  - велосипед с амортизационной вилкой. 
Переключатель, переклюк, суппорт, дерайлер  - механизм, перебрасывающий цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Бывает передний, для системы, и задний, для кассеты. Бывает с прямой и обратной тягой. 
Переспицовка  - полная переборка спиц колеса без разборки втулки. 
Перо  - трубка, соединяющая каретку с подседельной стойкой (в случае пера задней вилки). В районе каретки обычно имеет овальную форму. О перьях вилки чаще говорят как о «ногах» или «штанах». 
Петух  - деталь причудливой формы, которая крепит задний переключатель на раме. Может быть выполнен отдельно или являться составной частью рамы. Отвечает за вертикальное расположение заднего переключателя. Гнутый петух – одна из причин плохого переключения. Ломаный петух превращает многоскоростной велосипед в односкоростной, а если нет выжимки, то и в самокат. 
Пин  - штырь или заклепка, соединяющая звенья цепи 
Подвеска  - см.Амортизатор. 
Подседельная труба  - труба рамы, в которую вставляется подседельный штырь. 
Подседельный штырь, подседельник  - трубка, вставляемая в подседельную трубу рамы, на которой закрепляется седло. 
Подшипник  - основное назначение подшипника - уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики. В байкерской среде разделяют конусные, или насыпные, и промышленные подшипники. 
Конусные представляют собой чашку, которой может являться тело втулки, педали, насыпанные шарики определенного диаметра, числом на один меньше, чем могло бы поместиться, и конусную гайку, шарики прижимающую. Иногда шарики вставлены в сепаратор, который увеличивает нагрузку на шарики (так как уменьшает их число в подшипнике) и радостно разбивается за непродолжительное время. Конусный подшипник поддается ремонту и регулировке, в отличие от так называемого промышленного. 
Промподшипник представляет собой кольцо, диаметром соответствующее месту применения, состоящее из двух скрепленных между собой обойм с запрессованными шариками. Иногда имеет защиту от грязи и влаги. Неремонтопригоден, не поддается настройке. К промподшипникам можно отнести неразборную каретку – картридж. Существует мнение, что во втулках лучше применять насыпные подшипники. Подшипники присутствуют также в трещотке (орехе), в роликах заднего переключателя, в манетках, и, конечно же, в цепи. 
Покрышка  - внешняя часть колеса, защищающая камеру от наружных механических воздействий. Покрышки имеет различный рисунок-насечку, т.н. протектор. Основной принцип классификации покрышек - по рисунку протектора. Выделяют "злую" резину, полуслики и слики. Покрышку со стершимся рисунком называют "лысой". Покрышки могут быть разнорисуночными для переднего и заднего колеса, а также иметь направление движения, указанное на боковой поверхности стрелочкой."лысой". Покрышки могут быть разнорисуночными для переднего и заднего колеса, а также иметь направление движения, указанное на боковой поверхности стрелочкой. 
Привод  - механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, систему, каретку, цепь, передние и задние звезды. 
Протектор  - часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорогой. Рисунок протектора также определяет ходовые свойства покрышки и область ее применения. 
Профилированная звезда  - шестеренка, некоторые зубья которой отличаются от других по толщине и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду. Профилированная звезда не значит «испорченная». У изношенной звезды, в отличие от профилированной, все зубья сточены одинаково по толщине и по ширине. 
Пружинка трещотки  - деталь трещотки или ореха – кольцо с разрывом из пружинной проволоки, установленная внутри храпового механизма. Назначение пружинки - подпирать «собачки» и загонять их в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки. 
Пружинная вилка  - лередняя вилка, в которой колебания колеса отрабатываются стальными пружинами, расположенными в одной или двух ногах (перьях) вилки. 
Пыльник  - деталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. Яркие пыльники на дешевых китайских велосипедах выполняют чисто декоративную функцию. 

Ребаунд (от англ. rebound) - регулировка отбоя у вилки или заднего амортизатора.
Ромашка (разг.) - одноразовый якорь рулевой колонки
Ролик - 1. зубчатые колёса заднего переключателя 2. Зубчатые или гладкие колёса успокоителя цепи.
Рамка переключателя  - две пластины переключателя, примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь. У заднего переключателя между пластинами установлены ролики. 
Рога  - металлические или пластиковые стержни, надевающиеся на концы руля. Могут быть прямыми и изогнутыми. Позволяют велосипедисту менять положение рук. 
Рукоятка тормозная, тормозная ручка  - механизм, служащий для натяжения тормозного троса.
Рулевая колонка  - рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками. 
Рулевая труба, головная стойка, рулевой стакан  - самая короткая труба «флюзеляжа» байка. Соединяет верхнюю и нижнюю трубы рамы. В головной стойке крепится передняя вилка. У части современных велосипедов верхняя и нижняя трубы рамы сходятся и сварены у рулевого стакана. 
Руль  - горизонтальная трубка прямой или изогнутой формы, служащая для управления передним колесом (поворотов направо, налево и другие стороны). На руле размещены различные управляющие механизмы байка. Крепится к рулевому стержню посредством выноса. 
Рычаг тормоза  - деталь ободного тормоза, которая крепится на перья рамы винтом и управляется с помощью троса. В рычаге закрепляются тормозные колодки, осуществляющие торможение. 

Ситибайк - городской велосипед.
Складной велосипед - велосипед, у которого труба(ы) рамы имеет шарнирное соединение.
Поэтому велосипед может быть сложен "пополам". Верхней трубы у такого велосипеда обычно
нет, или она тоже имеет шарнир.
Скорость - звездочка, на которой стоит цепь. То же, что и «передача» велосипеда.
Слик - покрышка с гладким протектором.
Собачка трещотки - маленькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки,
имеющая вид флажка. Допускает вращение трещотки в одном направлении, и блокирует его
вращение в обратном.
Софттейл («мягкий хвост») - велосипед с передней амортизационной вилкой и специальной
изогнутой конструкцией заднего треугольника.
Спица - металлический штырь, соединяющий втулку колеса с его ободом. На одном исправном
колесе их обычно несколько – от 12 до 71.
Суппер, натяжитель - механизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи
многоскоростного велосипеда. Представляет собой рамку с двумя роликами. Является частью
заднего переключателя.
Съемник - особый вид инструмента, позволяющий снять задние звездочки, шатуны, или
вывинтить каретку. Для этих целей используются разные съемники, отличающиеся по виду и
устройству.
Тандем - тип велосипеда для нескольких седоков, чаще для двоих. Обычно имеет один механизм
переключения передач, мощные тормоза, две каретки и две цепи. КПД тандема значительно
выше, чем у обычного велосипеда. Но и падать приходится тоже вместе…
Трансмиссия - все узлы и детали велосипеда, отвечающие за передачу механической энергии
во вращательное движение заднего колеса. Сюда включаются каретка, кривошипно-шатунный
механизм, где шатунами являются ноги велосипедиста, а кривошипами – шатуны каретки, цепь,
задние звездочки, а также передний и задний переключатели.
Трещотка - механизм свободного хода заднего колеса.
Тросик - металлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги
тормоза и переключатели цепи.
Туклипсы - часть педали, состоящая из скобы и ремешка. Обеспечивает прочный контакт ноги
велосипедиста с педалью. Дальнейшим развитием туклипсов стала контактная педаль.
Узел - комплект деталей, образующих некоторое функциональное единство (втулка с
подшипниками, каретка, набор звезд с шатунами, кассета или трещотка и пр.).
Успокоитель - специальная конструкция, устанавливаемая в районе каретки и ведущей звезды у
велосипедов для экстремальных дисциплин с одной ведущей звездой и предназначенная для
удержания цепи на звезде в любой ситуации.
Упругий элемент - узел подвески, рассеивающий колебания. Бывает эластомерный, пружинный
и пневматический.
Фланец - ободок втулки с дырочками для закрепления спиц.
Фуллфейс (разг., от англ full face) - разновидность шлема, закрывающего "всё лицо", шлем с
"челюстью". Используется в экстремальных видах (байкеркросс, даунхилл, ВМХ-рейсинг).
Хардтейл (от англ hard tail - жёсткий хвост) - велосипед без задней подвески, но с передней
подвеской. Встречается также сокращённое НТ.
Хомут - вид крепежа. Представляет собой кольцевую металлическую или пластмассовуюполоску, концы которой стягиваются винтом с гайкой. Хомутиками могут крепиться велокомпьютер
на руль, датчик на перо вилки. Зажим подседельного штыря тоже можно рассматривать как
хомут.
Центровка - 1. Устранение отклонений обода относительно осевого и радиального центров
втулки колеса. Выполняется при помощи регулировки натяжения спиц.
2. Регулировка положения тормозного механизма, при котором тормозные колодки располагаются
на одинаковом расстоянии от обода.
Чашка подшипника - деталь подшипника, на которую опираются шарики. Чашки бывают
впрессованные в раму, втулку, и ввинченные, как в некоторых каретках. На внутренней
поверхности чашки находится небольшое кольцевое углубление - беговая дорожка шариков.
Штаны - часть амортизационной вилки, в которую входят подвижные части (ноги).
Шатун - деталь велосипеда, крепящаяся к каретке и к которой крепятся педали.
Шлем - неотъёмлемый элемент экипировки велосипедиста. Бывает разного вида для разных
стилей езды. В многих странах законодательно запрещена езда на велосипеде без шлема.
Шлицы 1. (разг.) - любая шлицевая каретка. 2. Собственно шлицы на шлицевом вале каретки.
Штырь (подседельный) - деталь, устанавливаемая в раму и к которой крепится седло.
Шайба - деталь резьбового крепежа. Обыкновенная шайба представляет собой небольшое
плоское кольцо. Она предназначена для обеспечения нужной опорной поверхности для гайки или
головки винта. Бывают шайбы в виде разрезанного кольца – подпружиненные, или гровер.
Шиповка, шипы - специальная покрышка для езды зимой. Металлические стерженьки вживлены
в протектор покрышки несколькими рядами, что обеспечивает лучше сцепление с обледенелой
дорогой и повышение управляемости. Велосипедные покрышки довольно редко шипуются
народными умельцами, в отличие от автомобильных. Основная масса используемых шипованных
покрышек - фабричного производства.
Щиток - вариант крыла. Крепится на нижнюю трубу рамы.
Эксцентрик - механизм, обеспечивающий быстрое разъединение узла без применения
инструментов.
Эластомер, ластик - упругий элемент на основе синтетического материала (MCU).